Транспарантная живопись, узорное стекло, расписные стекла - так в разное время называли витражи в России.
Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме - с I тысячелетия н.э. Производство классических витражей началось с XI века в Европе, тогда витражи стала активно использовать церковь для оформления католических храмов. Витражные картины огромных размеров украшали проемы храмов, рассказывали истории из жизни Спасителя и усиливали молитвенный настрой.
Только в XVI веке витражное искусство стало светским — декоративные стеклянные композиции в виде родовых гербов или портретов появились в поместьях знатных особ, а в XIX веке витражами уже украшали окна домов и карет.
Витражное искусство в России, имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX в., когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в области стеклоделания. Уже к 1900-1910 гг. витражное искусство в России достигло расцвета, а Санкт-Петербург стал его столицей.
С момента своего появления в России витражи сразу же стали очень распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков.
С приходом модерна витражи получили огромную популярность. Декоративными качествами наделялись всё остекление домов: окна, стеклянные перекрытия помещений, просветы дверей и тамбуров. Широкое распространение получают пейзажный, сюжетный, орнаментальный виды витражей.
К началу XX в. витражи можно было увидеть в государственных, учебных заведениях и даже в зданиях ряда промышленных предприятий.
В 1917 году история витражного искусства России прервалась. В 1920-е годы архитекторы-конструктивисты отказались от использования цветного остекления.
В 1930-е годы в России "возродился" классический витраж. В нём, как и во всем советском искусстве, долгое время господствовали принципы социалистического реализма.
Сейчас витраж активно используется в архитектурных проектах и в оформлении интерьеров. Картина из цветного стекла - признак изысканного вкуса.
Витражное стекло может быть любой формы, размеров и фактуры. Все зависит от выбранного способа изготовления витража:
Витраж Тиффани - это обточенные кусочки стекла, которые оборачиваются в медную ленту. Их раскладывают на кальке, согласно эскизу, и поэтапно спаивают оловянным припоем с последующими частями витража. А готовый витраж покрывают патиной. Такая техника изготовления витражей, дает возможность делать как выпуклые, так и вогнутые элементы витража.
Расписной витраж — это стекло расписанное специальными красками, на котором могут быть незначительные вкрапления прессованных, граненных, фацетных стекол.
Пескоструйный витраж — группа стекол (филенок), выполненных при помощи пескоструйной обработки, которые создают смысловую композицию.
Наборный витраж — один из простейших, создается из заранее подготовленных кусочков стекла, на наборном столе. Одним из видов наборного витража является мозаичный витраж.
Фьюзинг (с англ. – сплавление, спекание) стекла происходит в печи, при высокой температуре. В результате разные кусочки витражного стекла спекаются в единую, монолитную композицию. Применение фьюзинга в изготовлении витражей помогает создавать удивительные шедевры, достигать интересных визуальных эффектов.
Кастинг – технология, которая более известна под названием «муранское стекло». Для отливки витражей используют формы из металла с рельефными углублениями. Расплавленное цветное стекло заливают в формы, которые определяют силуэт и объем. Кастинг отличается от фьюзинга тем, что металлические рельефные формы придают фрагментам витража не только силуэт, но и объем.