Резной наличник деревянного окна – уникальная форма украшения проема, признак псевдорусского или неорусского архитектурного стиля.
Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось.
Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями:
Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степени отвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России.
Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике. Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а это приводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных.
Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других.
Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре.
Новый вид национального стиля назвали неорусским.
Примечательно, что оформлялся резными деревянными элементам не только фасад, но часто и интерьер: перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала.